Станция мониторинга качества воздуха

Вчера я собрал станцию мониторинга уличного воздуха, данные с которой сегодня уже отображаются во всемирных системах мониторинга.

Она измеряет концентрацию мелкодисперсной пыли PM2.5 и PM10 в воздухе, показывает температуру, влажность и давление и передаёт эту информацию на сервера различных систем общественного мониторинга. Значения PM2.5 и PM10 являются хорошими показателями общей загрязнённости воздуха, по ним можно отслеживать общий уровень загрязнения воздуха от автомобильных выхлопов, лесных пожаров, сжигания мусора.

В ней используется хороший лазерный датчик пыли SDS011, дающий весьма точные результаты. Стоимость всех комплектующих станции не превышает 2000 рублей.

Всё началось с объявления в районной группе «Сделаем Свиблово снова весёлым». Обычно там проводят лекции по путешествиям или мастерклассы по изготовлению чего-нибудь, вроде ёлочных игрушек, а тут был объявлен мастер-класс по сборке станций мониторинга качества воздуха. Всем желающим предлагалось заранее купить на Aliexpress необходимые комплектующие и прийти с ними.

Я заинтересовался, закупил всё необходимое, и с утра спаял всю конструкцию, хотя её можно было собрать и без помощи паяльника.

Все компоненты помещаются в обычную распределительную коробку. Трубка, через которую засасывается воздух с улицы, выводится наружу. Плата датчика температуры, влажности и давления вставляется в эту же трубку через разрез, так, чтобы сам датчик оказался внутри трубки.

Внизу корпуса обязательно нужно сделать отверстие, через которое воздух будет выходить.

Станцию можно приклеить двусторонним скотчем к окну, а плоский кабель USB, через который станция питается, отлично помещается в прихлопе окна.

Для меня было большой неожиданностью, что люди, совершенно незнакомые с электроникой, потратили свои деньги, купили комплектующие и пришли собирать свои станции.


Все старательно разрезали разъёмы, переставляли контакты и подключали их к компонентам.

И у них всё получилось. Вчера было собрано семь станций, сегодня работает уже три.

Данные отображаются на немецком сайте Sensor Comunity и на российском Общественный мониторинг качества воздуха в России.

В Москве сейчас работает около восьмидесяти станций мониторинга (в мире уже более 10 тысяч). На немецком сайте качество воздуха показывается цветом (чем зеленее шестиугольник, тем лучше).


На российском сайте сразу видны значения выбранного параметра.

Так выглядит локальное отображение результатов измерения.

Для того, чтобы собрать такую же станцию, понадобится следующее:

1. Датчик пыли Nova PM SDS011 за $17.71;

2. Микрокомпьютер NodeMcu V3 (выбрать CH340) за $2.03;

3. Датчик температуры, влажности, давления BME280 за $2.07;

Три первые позиции у одного продавца, нужно выбрать Aliexpress Standard Shipping и можно заказать быструю доставку в магазины Пятёрочка (самовывоз).

4. Трубка (выбрать 6×8 мм) за $1.17;

5. Распределительная коробка (в любом магазине электротоваров или хозтоваров) — 50 руб;

6. USB-зарядка с током не менее 500 mA.

Дополнительно могут понадобится:

6. Соединительные провода Dupont (выбрать F-F) за $0.58;

7. Плоский кабель USB-MicoUSB (выбрать нужную длину 2 или 3 м) за $1.85-2.32.

Подробная инструкция по подключению, прошивке, регистрации в системе лежит тут.

Вы спросите, зачем всё это нужно? Прежде всего для общественной пользы. Когда где-то случаются сильные загрязнения воздуха, государственные службы порой просто отключают свои станции мониторинга и информацию можно получать только со станций энтузиастов. Кроме того, мне интересно, какой воздух у меня за окном. А заодно это ещё и точный личный термометр, гигрометр и барометр.

Экранчик, который есть на заглавном фото, опциональный. В устройстве, висящем за окном, он не нужен. Хочу сделать отдельный монитор с большим TFT-экраном на Arduino, который будет брать данные со странички, формируемой станцией, и показывать крупные цифры.

Ещё хочу сделать вторую такую же станцию и повесить на дачу, раз интернет там всё равно есть (для видеонаблюдения).

P. S. Спасибо Ирине Евдокимовой, организовавшей всю эту движуху, и Открытому общественному проекту breathe.moscow за проведение мастер-класса.

© 2020, Алексей Надёжин


Основная тема моего блога — техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. Второй мой проект — lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.

Самый длинный день

За этот длинный день, 18 марта 2015 года, я проехал 1300 километров по железной дороге, узнал тайну московского метро, встретил умную собаку, поуправлял Сапсаном, полазил по крышам и побывал в удивительных дворах, подворотнях и подъездах.



1. 4:00 Мой день начался очень рано. Световой будильник только разгорается, а я уже встаю.



2. Первым делом - сборы в дорогу.
05:01 Копирую на ноутбук всё, что может понадобиться.



3. 05:16 Мой скудный завтрак.



4. 06:10 Выхожу из дома.



5. 06:18 Давно я не был в метро так рано.




6. 06:20 Оказывается, все ранние пассажиры хмурые и одетые в тёмную одежду. И только я в ярко-жёлтой куртке с ярко-оранжевым рюкзаком бегу навстречу приключениям!



7. 06:34 Когда я входил в поезд на Свиблово, в первом вагоне на полу сидела собака. На Проспекте Мира она спокойно вышла их поезда и направилась к эскалатору.



8. 06:34 Вот она едет вверх по эскалатору. Собака перешла на Кольцевую линию, уверенно села на поезд и уехала в сторону Новослободской. Чудеса!



9. 06:46 Первые лучи солнца освещают гостиницу Ленинградская, а я уже подхожу к вокзалу.



10. 06:47 Пара одинаковых часов и табло отправления поездов образуют странную рожицу на стене вокзала.



11. 06:50 А вот и мой Сапсан. До отправления десять минут.



12. 07:00 Я направляюсь в Санкт-Петербург!



13. 07:28 Летим на скорости 200 км/час.



14. 11:15 Вход в Питерское метро до сих пор по металлическим жетонам (впрочем, электронные карты тоже есть).



15. 11:19 Питерское метро отличается от Московского. Вроде в одно время строили, но сразу чувствуется - оно другое.



16. 11:47 Добрался до Обводного канала.



17. 12:00 Лолита и Сабина что-то предлагают на каждом столбе. :)



18. То, ради чего я приехал в Питер, расположено в этом красном здании.



19. Это тренажёры-симуляторы скоростных поездов Сапсан и Ласточка. Здесь проходят обучение машинисты.



20. Именно "за рулём" тренажёра, а не настоящего поезда я на заглавной картинке.
Изучив тренажёры и накатавшись вдоволь я выхожу на улицу. Фотографии для репортажа отсняты, и у меня есть несколько свободных часов в Питере.

14:18 Руслан unis предлагает показать мне неизвестный Питер. Конечно же я соглашаюсь. Едем за приключениями.



21. 15:22 Встречаем нашего гида Евгения Мироненко nau-spb и лезем на чердак одного из старых питерских домов.



22. 15:27 Чудом не порвав одежду, забираюсь на самую высокую точку.



23. 15:27 Вдали видны шпили.



24. 15:50 Изучаем интересные подъезды. Ой, извините, парадные!



25. 15:57 Легендарный питерский двор-колодец.



26. 15:59 А по соседству один из самых маленьких и тёмных "колодцев".



27. 16:03 В этом доме когда то было два входа и две лестницы - для господ и для прислуги. С одной лестницы нельзя было попасть на другую. В советское время был проделан лаз. Так до сих пор жители через него домой и ходят.



28. 16:09 В Питере почему-то очень пыльно. Воздух в пыльной дымке, все машины в пыли.



29. 16:25 Женя приводит нас к пекарне, к окошку которой всегда стоит очередь. Там и правда всё очень вкусно.



30. Подкрепившись пирожками, мы доезжаем до Московского вокзала и заканчиваем нашу необычную экскурсию.

19:15 Удивительно, но самый удобный вход на Московский вокзал происходит через выход метро. Через вход на вокзал не попадёшь.



31. 19:19 Пора в обратный путь.



32. 19:40 Фотографирую кабину машиниста уже настоящего Сапсана. Снимаю через стекло - доступ в кабину запрещён даже работникам поезда.



33. 21:11 За четыре часа обратной дороги успеваю обработать фотографии, написать репортаж о тренажёрах и почти целиком сделать этот пост в "Один мой день".



34. 23:21 Приехали!



35. 23:33 Комсомольская - одна из самых красивых станций московского метро.



36. 00:13 На пороге встречают две голодные зверюги.



37. 00:13 В ожидании кормёжки, они бороздят коридор, как две акулы.



38. 00:52 Кормлю кошек, немного разбираю вещи и ставлю тестироваться очередные аккумуляторы.



39. 00:52 В прошлом году я делал Грандиозное тестирование батареек. Теперь черёд аккумуляторов. Дело это не быстрое. Всего у меня в тесте 200 аккумуляторов 80 моделей. Я начал тестирование в середине января, а закончу лишь в середине мая. Процесс идёт почти круглосуточно.



40. 0:56 Этот длинный-длинный, но очень интересный день, длившийся почти 21 час, завершён. Спокойной ночи!



Спасибо, что досмотрели и дочитали до конца.

p.s. Мои предыдущие дни в сообществе "Один мой день":

Мой технический день: http://odin-moy-den.livejournal.com/662092.html
Мой экспедиционный день: http://odin-moy-den.livejournal.com/830784.html
Москва - Нижний Новгород - Москва http://odin-moy-den.livejournal.com/1118948.html
Мой день на яхте: http://odin-moy-den.livejournal.com/1327473.html
Мой день на Байкале http://odin-moy-den.livejournal.com/1359361.html
Мой день в Олимпийском Сочи http://odin-moy-den.livejournal.com/1440228.html

© Алексей Надёжин


Основная тема моего блога - техника в жизни человека. Я пишу обзоры, делюсь опытом, рассказываю о всяких интересных штуках. Второй мой проект - lamptest.ru. Я тестирую светодиодные лампы и помогаю разобраться, какие из них хорошие, а какие не очень.

Картина дня

))}
Loading...
наверх